09.10.2010 8:54 476

Объяснен «новый эффект» обнаруженный в коллайдере

21 сентября сего года, после анализа данных полученных с помощью детектора CMS (Compact Muon Solenoid) в ЦЕРНе, ученые объявили об обнаружении некоторого «интересного эффекта». Суть его в следующем: при столкновении протонов с высокой энергией, некоторые образующиеся при этом частицы разлетаются не абсолютно независимо друг от друга. Такое движение называется скоррелированным. Подобный эффект наблюдался и ранее на коллайдере RHIC (релятивистский коллайдер тяжелых ионов). В нем вместо протонов разгоняли ядра атомов.

Но до сих пор не было дано никаких объяснений этому эффекту. Предполагается, что в случае столкновения ядер, корреляции являются следствием «натяжения» силовых полей, которые образуются при столкновении частиц. Эдуард Шуряк в своей статье при обсуждении этой гипотезы  постулирует, что в случае ее правомерности, при соударении протонов на БАК должна появляться «взрывная сердцевина». Но, к сожалению, теоретики пока не разработали детальной теории такого развития событий.

Группа физиков из российского Протвино предложила свое объяснение полученных результатов. Ученые предполагают, что возникающее скоррелированное движение частиц, обусловлено вращением горячей материи, которое происходит когда столкновение не строго центральное.

О правоте той или иной гипотезы пока говорить, конечно, рано, так как накопленных данных пока не очень много. По мере накопления различных результатов наблюдения этого эффекта, ученые смогут более глубоко понять его природу, да и вообще выяснить новый он или какой-нибудь ранее известный только «в профиль».