06.07.2012 0:20 1926

Найден бозон Хиггса

Сенсационное известие ученых работающих в ЦЕРНе на Большом адроном коллайдере взбудоражило мир науки. Бозон Хиггса найден! Я бы, конечно, не спешил ставить здесь восклицательный знак, а ограничился скептическим «Бозон Хиггса найден?», но как говорят ученые точность полученных результатам равна 5 сигм (пять стандартных статистических отклонений) и можно смело говорить о научном открытии.

После стольких лет поисков, доселе лишь гипотетическая, «частица Бога» найдена. Я уже рассказывал вам о ней, но думаю сейчас уместно немного повториться, и еще раз вспомнить что такое бозон хиггса.

Одним из важнейших вопросов в физике оставался вопрос о природе массы элементарных частиц. Откуда она берется? Известно, что все четыре фундаментальных взаимодействия — гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное — имеют обменный характер. Разъясним что это значит. То есть при взаимодействии, частицы-участники взаимодействия обмениваются частицами переносчиками взаимодействия. Для каждого вида взаимодействия частицы переносчики свои. Другим важным вопросом в физике был вопрос объединения взаимодействий, то есть создания теории, которая бы описывала единым набором законов и уравнений все четыре взаимодействия. Одной из попыток такого объединения является теория Салама-Вайнберга, которая объединяет слабое и электромагнитное взаимодействие. Но в данной модели имеет место спонтанное нарушение симметрии между слабым и электромагнитным взаимодействием. Переносчики слабого взаимодействия имеют ненулевую массу, а переносчики электромагнитного взаимодействия — нет. Наличие этого факта требовало объяснения.

Питер Хиггс И в 1964 году Питером Хиггсом было высказано предположение о существовании некого поля, взаимодействуя с которым частицы приобретают массу. Взаимодействие с ним происходит по средствам специального кванта этого поля, названного позже бозоном Хиггса. Поле и бозон Хиггса объясняли спонтанное нарушение симметрии в теории Салама-Вайнберга. Да и вообще бозон Хиггса должен отвечать за наличие массы у всех элементарных частиц. Чем активнее взаимодействие частицы с полем Хиггса, тем больше масса. Бозон Хиггса был лишь математической уловкой, подтверждение которой, спасло бы многие ныне существующие теории. Осталось самое простое, найти его. Ни одна теория не давало точной оценки его массы, что облегчило бы его поиски.

И вот после нескольких лет поисков ученые утверждают, что существование бозона Хиггса подтверждено экспериментально. Заявление сделано после обработки огромного массива данных по столкновению высокоэнергетичных протонов друг с другом. Причем сходные результаты были получены на двух детекторах установленных на коллайдере — CMS и Atlas. Но некоторые ученые все еще с долей скептицизма относятся к данному заявлению, ведь нужно еще доказать что это действительно тот самый бозон Хиггса, а не иная новая частица. В любом случае, это открытие продвинет современную физику на шаг (а может даже не на один) вперед.

Кто-то говорит, что с экспериментальным открытием бозона Хиггса на Большом адроном коллайдере физика исчерпает себя, но я же уверен, что это только начало эры «новой физики».