Помогаем студентам, заочникам.
08.04 17:02 203
303 Сергей Викторович

Возможности физики в формировании опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру

О возможностях физики в формировании опыта деятельности и отношений.

Каковы возможности физики в формировании опыта творческой деятельности (ОТД)?

Творчество – это процесс создания объективно или субъективно нового путем специфических интеллектуальных действий.

Опыта творческой деятельности (ОТД) – это такой элемент содержания образования, который призван обеспечить готовность человека к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Ни знания, ни репродуктивные умения не могут обеспечить творческие возможности человека.

Основной способ усвоения ОТД – только в собственной деятельности при решении учебных проблем, и физика предоставляет огромные возможности для  этого прежде всего при выполнении всевозможных теоретических и экспериментальных исследований. Постановка вопросов, требующих рассуждений, подбор упражнений на сравнение и противопоставление, анализ и синтез, обобщение и классификацию; ознакомление учащихся с историей открытий; создание проблемных ситуаций; постановка лабораторных работ исследовательского характера – это средства в руках учителя для формирования у школьников опыта творческой деятельности.

Каковы возможности физики в формировании у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения (ЭЦО) к миру?

Что значит эмоционально-ценностного отношения? Человек познает свойства предметов и явлений окружающего мира в деятельности, т.е. в процессе установления отношений с этими предметами и явлениями. При этом люди оценивают их с точки зрения полезности или вредности и выражают свое отношение с помощью эмоций.

Школьник связан с учебной деятельностью, поэтому в первую очередь необходимо сформировать у него положительное отношение к этому виду деятельности.

У учителя физики для этого есть много средств. Прежде всего, это свое неравнодушное отношение к физике, показ красоты физических законов; это интересный эксперимент; знакомство с историей открытий и создание ситуации успеха. Необходимо помочь школьникам понять, какую важную роль играет физика в их жизни уже сейчас и в будущей их профессиональной деятельности.

Но отношением к учебе опыт ЭЦО не ограничивается, ведь это и отношение к природе, к другим людям, к Родине. В школе формируется личность будущего гражданина, и обществу не безразлично, какие у нее будут взгляды, убеждения, нравственные качества, ценностные ориентации, во имя чего будут использованы в будущем ее знания и творческий потенциал – во благо или против человечества.

В школьные годы у учащихся  при изучении всех предметов закладывается фундамент определённого мировоззрения. Одна из задач школы – формирование научного мировоззрения. Физика вносит в это весомый вклад, располагая огромными возможностями.

Прежде всего, само содержание физики включает знакомство с различными видами материи, её структурными уровнями, формами движения и принципом его неуничтожимости; с причинной обусловленностью явлений; с методами познания природы и т.д.

Кроме того, само построение учебного процесса по физике соответствует циклу научного познания (с учётом познавательных возможностей учащихся): от обобщения опытных фактов к формулированию проблемы, выдвижению гипотезы, построению модели, установлению законов, получению следствий, экспериментальной их проверке и практическому применению.