08.07.2012 19:25 1215

Физики увидели тень атома

Доброго времени суток, друзья! В прошлом месяце было сделано еще одно сенсационное научное открытие: австралийские ученые сфотографировали тень, которую отбрасывает атом.

На первый взгляд, может показаться, что ничего важного в этом нет, и на практике применить данное открытие невозможно. Хотя доктор Эрик Стрид говорит, что ценность подобных экспериментов очень велика. Во-первых, это очередное подтверждение нашего понимания атомной физики. Согласитесь, это очень радует. Во-вторых, вот вам и практическая польза, факт того, что атомы способны отбрасывать тень, может поспособствовать разработке принципиально новых квантовых компьютеров. Как? До конца мне это непонятно, но факт остается фактом. Как заявляют ученые, открытие также может получить свое применение и в биомикроскопии. Что еще важно? Ну наверно то, что ничего невозможного нет. Пока ученые это подтверждают.

А теперь, пожалуй, я расскажу о самом эксперименте, который привел исследователей к таковому результату.

Главной проблемой в исследовании стало достижение необходимый условий для проведения эксперимента, ведь для того, чтобы сфотографировать хотя бы сам атом, его нужно не только удержать, но еще и изолировать от других, также на это необходимо время.

Подопытным стал атом иттербия(Yb), металла, который редко встречается в земной коре. Сначала его поместили в ловушку Пауля, а затем охладили до температуры, сравнимой с абсолютным нулем.

Теперь давайте посмотрим на рисунок:

Используя линзу Френеля, ученые направили пучок фотонов на атом иттербия, которых он поглотил. В результате чего получается тень, она-то и попала на охлажденную ПЗС-камеру. В общем все. Вот такой нехитрый способ, хотя необычайно трудный.

Препринт статьи, посвященной открытию, залит, кстати,  на сайте arXiv.org. Кто владеет английским, пожалуйста, заходите, читайте.

Конечно, меня атомная физика или биомикроскопия меньше интересуют, чем создание квантовых компьютеров, но я все равно рад, что наука не стоит на месте. Хочу заметить также, что мощность таких компьютеров в 10 раз в восьмой степени выше, чем мощность обычных ПК. На этом, пожалуй, все. Всего доброго.