05.12.2012 23:49 2501
Rating: 0.0/5 (0 votes cast)

Найдена самая массивная черная дыра во Вселенной

Даже не будучи знакомым с азами астрономической науки, большинство людей, так или иначе, слышали о таком понятии как «черная дыра». И, конечно, если не знать наверняка что это, каждый представляет ее по-разному. Для начала давайте немного пройдемся по курсу астрономии и разъясним, что же такое «черная дыра».

Естественно, под черными дырами не следует понимать дыру в ее непосредственном значении, тут кроется нечто иное. Начнем с того, вспомним о том, как появляются черные дыры. На сегодняшнем этапе представлений о формировании черных дыр это происходит так. Звезды, как и люди, имеют свой жизненный цикл, они рождаются, растут, стареют и умирают. Правда, жизнь у них «несколько» длиннее, чем у людей.

Что происходит со звездами, когда они умирают? Все зависит от прижизненной массы звезды, и в зависимости от нее, после смерти, звезда может стать либо звездой нового типа, либо черной дырой. Многие очень массивные звезды умирают, взрываясь, при этом вещество, из которого состояла звезда, сжимается до таких пор, что потом из-за сил гравитационного притяжения «разжаться уже не может». Более того, любой объект, попавший в поле тяготения черной дыры и будучи ей притянут, «спастись» уже не может. И за время жизни, черная дыра, съедая все, что попадается ей на пути, изрядно набирает в весе. По массе ЧД (черные дыры) могут составлять примерно 0,1% от массы галактики, в которой она находится. Если учесть, что в каждой маломальской галактике как минимум несколько миллиардов звезд, то 0,1 процент на один объект величина солидная. Также на сегодня считается, что в любой галактике есть как минимум одна черная дыра, которая играет существенную роль в формировании галактики.

Созвездие Персея

До недавнего времени самой массивной черной дырой считалась, ЧД в галактике NGC 4889, чья масса составляет 9,8 миллиард солнечных масс. Но недавно ученые обнаружили нового «чемпиона». By стала сверхъмассивная черная дыра центре галактики NGC 1277 в созвездии Персея, которая расположена на расстоянии 228 миллионов световых лет от Земли.

Открытие было совершено немецкими учеными из Гейдельбергского института астрономии, при анализе снимков полученных при помощи инфракрасного спектрометра телескопа Хобби-Эберли. Масса этого «крепыша» равна, примерно, 14-20 миллиардов солнечных масс, что составляет около 14 процентов от общей массы галактики, в которой ЧД находится. Что идет в разрез с современными представлениями о природе и происхождении ЧД, ведь как мы помним, даже очень массивные дыры составляют около 0,1% от общей массы, что гораздо меньше чем 14.

Карл Гебхардт, один из авторов исследований сказал:

«Это действительно очень странная галактика. Она практически целиком состоит из черной дыры. Может быть, мы открыли первый объект из класса галактик-черных дыры»

Полученные исследования, вероятно, смогут уточнить, или даже перевернуть наши представления о природе рождения формирования ЧД и их роли в формировании галактик. Но для этого предстоит сделать еще немало работы.